Русский народный костюм: узоры в вышивке, рисунки, мотивы и орнаменты


Нельзя говорить о русском народном костюме в отрыве от вышивки, ведь ею на Руси издавна украшали одежду. Мы рассмотрим некоторые детали костюма, где традиционно вышивка была наиболее богатой.

 

Содержание

  1. Вышивка на одежде
  2. Народный костюм
  3. Рубаха
  4. Туникообразный крой
  5. Поликовый крой
  6. Косые полики
  7. Понева, запон, передник, завеска, шушпан
  8. Сарафан, душегрея
  9. Головные уборы, кушаки, пояса, косынки, платки
  10. Краски и ткани в народном костюме
  11. Женский костюм
  12. Предметы быта

 

 

 

Вышивка на одежде

Вышивка в древности служила оберегом. Чтобы нечисть не повредила хозяину одежды, расшивали края ворота, рукавов и подола. Также вышивку размещали на стыках ткани.

 

Вышивка - искусство, прошедшее сквозь века. Вышивкой украшены одежды людей, живших тысячи лет назад, и в наши дни такой декор не потерял своей актуальности. Техники вышивки во всех частях света похожи, но у каждого народа они приобретали собственный, неповторимый колорит.

 

 

 

Народный костюм

До середины XVII в. костюм сельского жителя и горожанина практически ничем не различался. Одинаковые наряды хранились в царских палатах, в сундуках бояр, в домах горожан и крестьян.

 

В зависимости от социального положения и достатка одежду шили из разных материалов: знать - из драгоценных привозных тканей, сельские жители и ремесленники - из домотканого полотна, льняного или шерстяного. Хотя для праздничной одежды и они могли себе позволить дорогой шелк, бархат, атлас. В древности мода не менялась столетиями, и бабушкины наряды исправно служили внучкам. В конце концов, одежду можно было подновить, использовать фрагменты изношенной на новом платье или перешить.

 

Кстати, подобным не брезговали даже царские особы. Так, Алексей Михайлович Тишайший (1629-1676) - второй русский царь из династии Романовых - преподнес в дар патриарху Адриану драгоценное облачение, перешитое из своей верхней одежды.

 

Саккос патриарха Адриана

Саккос патриарха Адриана. Сделан из верхнего платья царя Алексея Михайловича в 1691 году. Патриаршья Ризница. Фотография 1914 г.

 

Русский костюм был многослойным: одна деталь одежды надевалась на другую. Особенно много таких деталей было в женском костюме. При этом практически вся одежда была свободной, а фиксировалась, затягиваясь поясами. Пуговицы также были в ходу, но их делали из драгоценных металлов. Такие пуговицы служили, скорее, украшением одежды.

 

На фотографии 1914 г. старинные пуговицы. Москва, Исторический музей

На фотографии 1914 г. старинные пуговицы. Москва, Исторический музей

 

Судить о костюме в глубокой древности мы можем в основном по косвенным источникам: живописи, скульптуре, немногим запискам очевидцев и археологическим находкам.

 

На фотографии резные фигуры с иконостаса XVII в.

На фотографии резные фигуры с иконостаса XVII в., хранившиеся в музее Белой палаты в Ростове Ярославской губернии. Здесь мы видим мужскую фигуру в кафтане и портах, заправленных в высокие сапоги. Прямой плащ с богатой отделкой, корзно, застегнут фибулой. Женская фигура одета в опашень с круглым воротом, видны рукава рубахи с драгоценными запястьями. На голову и плечи также накинут плащ.

 

Но мы рассмотрим костюм более поздней эпохи. Образцы таких нарядов дошли до наших дней и дают возможность судить об их структуре, а главное, о месте и роли вышивки в одежде наших предков.

 

 

 

Рубаха

Главным, а иногда и единственным предметом одежды была рубаха. На протяжении всей жизни ее носили воины и пахари, женщины и мужчины.

 

Шили рубахи из холста и шелка, из привозной и домашней ткани, в зависимости от назначения. Нижнюю рубаху, срачИцу, (похоже на «сорочку»), делали из тонкого отбеленного полотна, а верхнюю - верхницу - из более плотной материи, часто цветной. Рубаха могла быть длинной, до пят, или короткой, чуть закрывавшей грудь. Такую рубаху называли «рукава». Шили и составные рубахи: верх из дорогой ткани с богатой отделкой, а нижнюю часть - из домотканого холста. А вот покрой рубахи был одинаковым. Ткани в древности имели небольшую ширину, поэтому для шитья одежды из приходилось стачивать.

 

 

 

Туникообразный крой

Древнейший крой, по свидетельству историков, - туникообразный. Полотно сгибали вдвое, прорезали отверстие для головы и пришивали согнутые пополам куски ткани - рукава. Стан расширяли дополнительными кусками ткани. Этот крой предположительно пришел из Византии. Образцы туникообразного кроя сохранились до наших дней в деталях церковного облачения. Распространен крой был в основном у финно-угорских народов. Славяне использовали его в основном для погребальной одежды.

 

Туникообразный крой рубахи. Схематичный рисунок

Туникообразный крой рубахи. Схематичный рисунок

 

 

 

Поликовый крой

Более современным был поликовый крой. Для кроя «прямые полики» к стану в верхней части пришивали прямоугольные куски ткани, согнутые в плече. Рукава пришивали к бокам стана и поликам. По горловине ткань присборивали. Этот крой был распространен в северных и центральных областях Руси.

 

Ворот рубахи с центральным разрезом горловины

Ворот рубахи с центральным разрезом горловины

 

Поликовый крой рубахи. Прямой полик. Схематичный рисунок

Поликовый крой рубахи. Прямой полик. Схематичный рисунок

 

 

 

Косые полики

Для кроя «косые полики» вставки имели форму трапеции, а в верхней части стана делали разрезы, по которым и пришивали полик. Ворот рубахи присборивали. Этот крой был распространен в южных областях: Орловской, Курской, Рязанской, Тамбовской, Воронежской. Ворот у рубах мог иметь прямоугольную или округлую форму, а также разрез от горловины по центру или сбоку. Рубахи с разрезом сбоку называли косоворотками.

 

По некоторым данным именно такие рубахи носили на Руси в домонгольский период.

 

Ворот рубахи с кроем «косые полики»

Ворот рубахи с кроем «косые полики»

 

Поликовый крой рубахи. Косой полик. Схематичный рисунок

Поликовый крой рубахи. Косой полик. Схематичный рисунок

 

 

 

Понева, запон, передник, завеска, шушпан

Комплексы женской одежды по своему составу имели различия. Наиболее древний включал в себя рубаху, поневу, запон, передник. Такой костюм сохранился в южных областях России практически до наших дней.

 

Поверх рубахи надевали поневу - своеобразную юбку. Понева состояла из трех полотнищ ткани с рисунком в клетку или в полосу. На талии понева крепилась пояском - гашником.

 

Понева распашная. Схематичный рисунок

Понева распашная. Схематичный рисунок

 

Понева могла быть распашной, глухой или несшитой. В некоторых губерниях под поневу надевали нижнюю юбку - подставу.

 

Понева глухая (андарак). Схематичный рисунок

Понева глухая (андарак). Схематичный рисунок

 

Запон, передник, завеска, занавеска - различные детали костюма - накидки - прямого кроя, иногда с вставными клиньями. Носили их поверх рубахи и поневы. Накидка могла быть короткой, до талии. Такую накидку называли «грудкой».

 

Запон. Схематичный рисунок

Запон. Схематичный рисунок

 

Завеска. Схематичный рисунок

Завеска. Схематичный рисунок

 

Шушпан - распашная кофта прямого кроя. К этому типу можно отнести нагрудник, навершник, корсетку.

 

Шушпан. Схематичный рисунок

Шушпан. Схематичный рисунок

 

 

 

Сарафан, душегрея

Второй вариант комплекса женской одежды включает обязательную рубаху, поверх которой надевали сарафан - Длинный распашной или глухой наряд. Сарафан мог быть на бретелях или пройме, с рукавами или без них.

 

Сарафаны можно разделить по типу кроя на круглые (прямые) и косоклинные.

 

Косоклинный сарафан известен примерно с XII в. Этот наряд мог быть глухим - глухарь (с рукавами), горбун, или распашным - ферязь, летник (с рукавами), саян, сорококлин. В первом случае по середине грудки располагался шов или сгиб ткани, а во втором - застежка на пуговицах.

 

Лямки сарафана могли быть широкими и узкими, их кроили вместе со спинкой или пришивали отдельно. Вверху стан присборивали или собирали в складки.

 

Сарафан часто шили на подкладке из плотной ткани, подбивали шерстью или льняной куделью.

 

Сарафан прямой. Схематичный рисунок

Сарафан прямой. Схематичный рисунок

 

Сарафан косоклинный. Схематичный рисунок

Сарафан косоклинный. Схематичный рисунок

 

Еще один атрибут женской одежды - душегрея, или епанечка. Также ее называли шубка, кафтанчик, коротёна. По крою она напоминает сарафан, но намного короче. Надевали ее поверх сарафана.

 

Душегрея. Схематичный рисунок

Душегрея. Схематичный рисунок

 

Епанечка. Схематичный рисунок

Епанечка. Схематичный рисунок

 

 

 

Головные уборы, кушаки, пояса, косынки, платки

Все эти предметы были неотъемлемой частью костюма. Богато вышитые, выполненные из дорогих тканей, они передавались из поколения в поколение.

 

Во время свадебных торжеств девушка получала статус замужней женщины. Она прощалась с девичьей свободой и надевала женский костюм.

 

Особенно много внимания уделяли головному убору. Девичью косу расплетали и забирали в две косы, уложенные вокруг головы.

 

Повязка - головной убор для девушек

Повязка - головной убор для девушек

 

Замужняя женщина не могла ходить простоволосой, поэтому она носила головной убор, который полностью закрывал волосы. Он состоял из нескольких частей, его украшали вышивкой драгоценными материалами. Головной убор часто служил не одному поколению, ведь свадебные наряды надевали раз в жизни.

 

Женские головные уборы - волосник и повойник

Женские головные уборы - волосник и повойник

 

 

 

Краски и ткани в народном костюме

Народный костюм отличала не только многослойность, но и красочность. Наши предки умело сочетали яркие, насыщенные цвета и ткани различной фактуры.

 

Шелк, окрашенный корой дуба, толокнянкой и ольхой

Шелк, окрашенный корой дуба, толокнянкой и ольхой

 

Даже ткани домашнего производства окрашивали в яркие цвета, используя растительные и минеральные краски. Так, насекомое кошениль, а также растения подмаренник, зверобой и некоторые другие давали красный (червленый) цвет, для синего брали сон-траву, василек, чернику, желтый цвет получали из яблони, листьев березы, а для коричневой краски нужна была кора дуба, луковая шелуха и т.д.

 

А что говорить о ремесленных тканях. По данным раскопок в Новгороде уже в XIII-XV вв. ремесленные составляли большую часть тканей в быту горожан. Окрашивали ткани ремесленники богаче, смешивая краски и добиваясь огромного количества оттенков.

 

Ну и заморские ткани никто не отменял. Так, в XVIXVII вв. только шелковых тканей на Русь привозили более двадцати видов. Шелк везли в основном из Китая, Индии, Ирана, Турции, Средней Азии. Западная Европа, Англия, Франция, Фландрия поставляли шерстяные материи; так, только сукна в источниках упоминается более тридцати видов.

 

Для праздничных уборов брали шелк и драгоценные металлические нити: золото, серебро. Добавляли, жемчуг, стекла (мы говорим стразы), металлические блестки (читай, пайетки), канитель.

 

 

 

Женский костюм

Женский костюм многое говорил о его обладательнице: замужем или в девках, идет на работу или на праздник. У каждой женщины в заветном сундуке хранилось приданое - наряды для разных случаев жизни: от свадебных до обрядовых (позднее праздничных). Для украшения каждого такого платья существовали определенные правила.

 

Женский народный костюм

 

Женский костюм многое говорил о его обладательнице: замужем или в девках, идет на работу или на праздник. У каждой женщины в заветном сундуке хранилось приданое - наряды для разных случаев жизни: от свадебных до обрядовых (позднее праздничных). Для украшения каждого такого платья существовали определенные правила.

 

Девичий праздничный костюм отличала простота и в тоже время богатство декора. Этот костюм из деревни Котелино Рязанской губернии был сшит в конце XIX в. Составная рубаха с косыми поликами украшена вышивкой красными нитками. На шушке - верхней одежде без рукавов - вышивка сочетается со шнуром, ткачеством и кружевом. Концы тонкого пояса украшены кистями с бисером.

 

Костюм девичий праздничный

Костюм девичий праздничный. Рязанская губерния, Кадомский уезд, конец XIX в.

 

Свадебный костюм, и не один, а на каждый день торжества, был изукрашен особенно богато. Рубаха расшивалась дорогим припасом по рукавам, часто очень длинным. Такие рукава сосборивали и закрепляли на запястье вышитыми манжетами - зарукавьями. В верхней части рукава размещалось оплечье - прямоугольный кусок ткани также с богатой вышивкой, часто шелком, золотом, жемчугом. Ворот рубахи также вышивали или закрывали специальным нагрудным украшением - ожерельем. Широкой вышитой каймой оформляли низ рубахи. Также расшивали и все остальные части костюма.

 

Костюм невесты. Нижегородская губерния, конец XIX- начало XX в.

Костюм невесты. Нижегородская губерния, конец XIX- начало XX в.

 

Необыкновенно красочный костюм невесты из Нижегородской губернии, созданный на стыке XIX и XX вв. Составная рубаха - долгорукавка - украшена лентами и вышивкой. Косоклинный сарафан из черной хлопчатобумажной ткани на подкладке из грубой домотканины расшит тесьмой с цветочным рисунком и серебряным галуном и затянут на талии зеленым тканым поясом. А вот головной убор - сорока -по очелью вышит золотом, украшен серебряными подвесками с «пушками» и шелковыми лентами желтого и оранжевого цветов. Фата из красного шелка с продольными цветочными полосами завершает традиционный наряд.

 

А это свадебный костюм XIX в. из-под Рязани Рубаха из хлопчатобумажной ткани украшена вышивкой в черно-красных цветах. Здесь присутствует нижняя юбка - подстава, также вышитая красными и черными нитками. Глухая понева сшита из черного шерстяного полотна в клетку «в четыре полосы» с вставкой (прошвой) из черного атласа. На подоле две прямоугольные нашивки - кумаки, из темно-синего шелка.

 

Фартук с грудкой сшит из белой хлопчатобумажной ткани и вышит, как рубаха. Головной убор - повойник из атласа. На очелье и затылочной части вышивка с применением стеклянных бусин. Повойник закрыт розовым шелковым платком с кистями.

 

Костюм свадебный на первый День. Рязанская губерния

Костюм свадебный на первый День. Рязанская губерния, Горловский уезд, 1880 г.

 

Обрядовый костюм также был расшит, как говорится, снизу доверху. Обратите внимание на покосную рубаху: это единственный случай, когда замужняя женщина могла выйти на улицу в рубахе. Не случайно эта одежда практически полностью покрыта узорами. Рубаха составная, верх - красная хлопчатобумажная ткань с вышивкой из желтых и белых цветов, низ - беленое льняное полотно с вышивкой красной ниткой, с нашитой полосой бранного ткачества. Пояс, сотканный из шерстяных и льняных ниток, дополнен 1ик кистями.

 

Рубаха женская покосная. Вологодская губерния, вторая половина XIX в.

Рубаха женская покосная. Вологодская губерния, вторая половина XIX в.

 

Рубаха сшита из тонкой фабричной ткани. По четырехугольному вырезу горловины -сборка. Зауженный книзу рукав украшен тонким кружевом. На рукава нашита прозрачная шелковая ткань с вышивкой цветочных мотивов. Сарафан прямого кроя на длинных лямках - москаль - сшит из штофа бордового цвета. Душегрея -стеганый на вате кафтанчик, на спинке семнадцать трубчатых складок - боры. Вышит золотной нитью по бархату бордового цвета. Головной убор - косынка - из бордового шелка, вышит золотной нитью, углы оформлены бахромой. Костюм дополняет ожерелье - шейное украшение из шелка, расшитого бисером и пуговицами с глазками из цветного стекла. Серьги из бисера и стразов.

 

Костюм женский праздничный (троицкий)

Костюм женский праздничный (троицкий). Нижегородская губерния, село Безводное. Середина XIX в.

 

Праздничный женский костюм не был приурочен к определенному событию, это просто нарядная одежда. Но какая нарядная!

 

Этот костюм из Воронежской губернии - настоящее произведение искусства. Рубаха с прямыми поликами, небольшим стоячим воротом и широкими рукавами под манжету, с характерной для Воронежской губернии вышивкой на оплечьях, дополнена коклюшечным кружевом. Глухая понева из черного клетчатого домотканого полотна расшита красными и оранжевыми нитками. Завеска прямого кроя из белого полотна собрана поясом. Подол украшен вышивкой. На талии тканая подпояска из разноцветных шерстяных нитей.

 

Обратите внимание на головной убор. Это сорока из трех частей: кичка, или волосник, - мягкая шапочка с рожками, собственно сорока - шапочка на жесткой основе, расшитая золотом, и позатыльня - из алого шелка с черным бархатом, богато украшенная золотым шитьем и цветными шерстяными нитками.

 

Костюм женский праздничный. Воронежская губерния

Костюм женский праздничный. Воронежская губерния, Алексеевский уезд. Конец XIX- начало XX в.

 

Женский головной убор - сорока. Воронежская губерния

Женский головной убор - сорока. Воронежская губерния, Алексеевский уезд. Конец XIX- начало XX в.

 

Да и повседневный костюм вышивкой украшали не скупясь. Правда, материалы использовали попроще, наиболее распространенными, особенно в крестьянской среде, были льняные и шерстяные нитки. Их окрашивали, как правило, в красный, реже синий, зеленый, коричневый цвета и создавали с помощью иглы настоящие произведения искусства.

 

Повседневный народный костюм вышивкой украшали не скупясь

 

 

 

Предметы быта

В приданое входила не только одежда. Многочисленные рушники, полотенца, подзоры, столешники - все это было необходимой составляющей быта наших предков.

 

Рушниками на свадьбе было принято одаривать родню. Ими украшали свадебную горницу, повозку, на которой новобрачные ехали венчаться, и многое другое. Рушников в зажиточных домах готовили по несколько десятков. А ведь их длина могла быть и два, и три метра! Вышивка на рушниках соседствовала с кружевом, плетеным или вязаным, ее дополняли полосы нарядных тканей, ленты и т.д.

 

Полотенца, или утиральники, были попроще, но вышивка присутствовала и на них.

 

В убранство постели молодых входили подзоры - длинные полосы ткани, украшенные вышивкой.

 

Подзор. Север России, XIX в.

Подзор (полоска ткани с вышивкой или кружевом, обрамляет нижний край кровати, свисая над полом). Север России, XIX в.

 

Рушник. Вологодская губерния, XIX в.