История вышивки золотого (золотного) и жемчужного шитья


Шитье золотом и жемчугом известно на Руси примерно с XI в., в основном по рукописным источникам. Большинство образцов, дошедших до наших дней, датированы XV в. и более поздним временем.

 

В древности на Руси вышивали золотыми и серебряными нитями. Такая нить могла быть волоченой, она напоминала тонкую проволоку, или расплющенной, ее называли бить.

 

Оплечье фелони из Новоспасского монастыря. Фотография 1914 г.

Оплечье фелони из Новоспасского монастыря. Фотография 1914 г.

 

Позднее в обиход вошла пряденая золотая нитка. В XIX в. производство такой нитки было развито в Московском промышленном районе. При прядении тонкая проволока обвивала бумажную основу. Правда, проволока уже была медной, ее только покрывали тонким слоем золота или серебра.

 

Кроме нитей, в золотом шитье применяли канитель: скрученные из проволоки спиральки. Канитель могла быть гладкой или ребристой.

 

Золотое шитье украшало одежду знати и духовенства, горожан и крестьян.

 

Фрагмент золотого шитья XI—XII в. Обнаружен при раскопках в с. Шарки

Фрагмент золотого шитья XI—XII в. Обнаружен при раскопках в с. Шарки

 

Существовало несколько техник шитья золотом.

 

В древности вышивку выполняли «вприкреп» и «в прокол». При шитье «вприкреп» золотую нить полностью располагали на поверхности основы, закрепляя короткими стежками-прикрепками шелковой ниткой. При шитье «в прокол» золотую нить протягивали через основу, используя другую, чаще шелковую нить. Эту технику также называют «обратный прикреп».

 

Постепенно шитье «в прокол» к середине XVI в. стало редкостью. Мастерицы шили «вприкреп» различными приемами: плоская гладь, когда вышивка лежит на ткани, и высокая гладь - выпуклое, объемное шитье.

 

Женский головной убор. Север, конец XIX в.

 

Объем получали несколькими способами:

  1. Шитье по веревочке: под золотую нить подкладывали шнур или толстую нитку.
  2. Шитье по настилу: выполняли настил из льняных или бумажных ниток.
  3. Шитье по карте: мотив вырезали из бересты, бумаги, картона, ткани, а затем расшивали золотом.

 

Конечно, количество предметов, вышитых золотом, зависело от достатка владельца. И если царские наряды и церковные облачения были сплошь затканы драгоценной вышивкой, крестьянка, и далеко не каждая, могла позволить себе лишь головной убор, переходивший из поколения в поколение, или праздничную рубаху, на которой отдельные части мотивов расшивались золотом.

 

Так, на женском головном уборе - косынке из Нижегородской губернии - вышивка выполнена золотной нитью по красному шелку.

 

Косынка. Фрагмент. Нижегородская губерния, село Безводное. Середина XIX в.

Косынка. Фрагмент. Нижегородская губерния, село Безводное. Середина XIX в.

 

Вышивку золотом часто дополняли жемчугом. Жемчужное шитье, или низание, широко распространилось на территории России еще в XI-XII в. Использовали для этого вида рукоделия в основном речной жемчуг, который добывали более чем в ста пятидесяти реках на севере и северо-западе. Жемчуг был доступен не только для знати, но и для горожан и крестьянства. Основной техникой жемчужного шитья было так называемое низание по бели. В этой технике на основу пришивали контур из льняной нитки, а затем закрепляли нанизанный на другую нитку жемчуг. Жемчугом расшивали головные уборы, оплечья, ворот и рукава праздничной одежды.

 

Женский головной убор. Север, конец XIX в.

Женский головной убор. Север, конец XIX в.

 

Особенно часто жемчужное шитье можно встретить на церковных облачениях. Там, наряду с речным, использовали привозной жемчуг, более крупный и правильной формы.

 

Позднее, в XIX в., появились имитации жемчуга, что сделало жемчужное шитье еще более доступным. В этой технике также использовали бисер и бусины.

 

История вышивки золотого (золотного) и жемчужного шитья

Верхняя картинка. Палица из Саввино-Сторожевского монастыря, дар царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. XVII в. Фотография 1914 г.

Нижняя картинка. Покров-воздух, дар государыни-царицы и великой княгини Евдокии Лукьяновны, урожденной Стрешневой, второй супруги царя Михаила Федоровича. Знаменский монастырь в Москве. Фотография 1914 г.

Читайте также