История вышивки набором


Рисунки, выполненные в этой технике, напоминают бранное (узорное) ткачество. Отсюда второе название: «брань», «по бранному». Многочисленные элементы орнаментов перекликаются с языческими символами и изначально несли смысловую нагрузку.

 

История этой техники уходит в глубокое прошлое. Некоторые исследователи предполагают, что она древнее ткачества (И. И. Лебедева). Действительно, вышивать не обязательно нитками по ткани. У некоторых народов севера до сих пор бытует орнаментальное шитье по выделанным шкурам, а вместо ниток используется волос или жилы. Это, как правило, орнаментальная вышивка на одежде, обуви и предметах быта. Вышивка набором была широко распространена практически по всей территории России. Конечно, рисунки шитья, их цветовое решение, сочетание орнаментов, а также способы их выполнения различались не только у разных народов, но и зачастую в соседних поселениях. Трудно судить, какие орнаменты были наиболее распространенными в древние времена: ткань и нитки - материал нестойкий, да и вышивали на вещах, используемых в быту. Поэтому мы можем судить о значении того или иного символа в орнаменте, опираясь на археологические находки, выполненные в других техниках. Это украшения, скульптура, архитектура, в древности богато орнаментированные. Эти артефакты дошли до нас в больших количествах.

 

А вот первые дошедшие до нас образцы вышивки набором относятся к X-XIII вв. и найдены на территории бывших Новгородской, Московской и Смоленской губерний.

 

До наших дней в основном дожили образцы вышивки XVIII-XX вв. В это время чаще всего техника использовалась в центральных и южных российских губерниях.

 

Эти вышитые изделия повторяют старинные орнаменты, что позволяет получить представление об их устойчивой символике. Ведь в старину вышивальщицы учились ремеслу с раннего детства, копируя узоры с бабушкиных нарядов. Конечно, каждая мастерица привносила в шитье что-то свое. Так, например, могли меняться цвета ниток, чередование узоров, да и сами очертания символов - ведь их изначальный ритуальный смысл постепенно исчезал. Менялись и названия элементов.

 

Вышивка набором в основном встречается в Нечерноземье и более южных областях России. Каждый элемент орнамента имеет свое название, зачастую свойственное только данной области, а иногда и отдельному поселению.

 

Чтобы понять значение орнаментов, нам придется окунуться в глубину веков, во времена язычества. На территории России в древности проживало множество племен. Иногда они соседствовали, иногда их разделяли огромные расстояния, но мир вокруг них был един в своих проявлениях. Именно окружающая природа, способы добывания пропитания и быт древних племен подтолкнули наших предков к созданию собственной картины мира. Дерево жизни, прорастающее из подземного мира, боги, повелевающее небесным огнем, мать-земля, дарующая жизнь, - эти верования присутствуют практически у всех народов. И первые орнаменты появились, похоже, когда человек захотел передать свои знания об окружающем мире. Так появились солярные (солнечные) знаки, символы воды, неба, луны и т.д.

 

А вот землю почти всегда изображали в виде женской фигуры, которую окружали прибоги: мужские, а чаще зооморфные парные изображения (птицы, звери и т.д.). Похоже, это отголоски еще более древних верований, когда божества-предки имели облик животных и птиц. В то же время птицы - символ неба, так что кто знает...

 

Ну и орнамент - это не просто изображение отдельных символов. Это своеобразная интерпретация обрядов, существовавших в те времена. Так, земля, в сельскохозяйственном смысле, должна родить. Поэтому так часто соседствуют символы мужского (скрещенные стрелы) и женского (круг, ромб) начала. Причем ромб обозначал не только женщину, но и поле. А ромб, перекрещенный стрелами - засеянное поле.

 

Так какие же элементы служат основой орнамента в русской вышивке? Изображения элементов можно увидеть в таблице.

 

Элементы вышивки набором

 

Наиболее распространены круговые элементы. Из-за особенностей переплетения нитей основы, круговые элементы выглядят как ромбы или квадраты.

 

Круговые элементы

Круговые элементы. Последний элемент называют «городок» или «головастик», «решетка».

 

На элементах часто делаются отметы - короткие швы под углом к основному мотиву. Если отметы выполнены на внешнюю сторону, получается гребенка, а если в обе стороны - двойные гребенки или колотовки.

 

Такое шитье называют «расковка»

Зачастую в орнаменте используются половины элемента, расположенные в шахматном порядке. Такое шитье называют «расковка».

 

В орнаментах можно встретить и лягушечку, и таинственный орепей.

 

Лягушечка

Лягушечка

 

Орепей

Орепей

 

Эти и многие другие названия элементов, скорее всего, появились по ассоциации с реальными предметами или созвучны старым названиям, исконное значение которых давно утеряно.

 

У вышивки было два основных предназначения: защита человека от злых сил и призыв милости богов. Орнаменты на одежде и предметах быта были своего рода молитвами: о плодородии, семейном счастье, исцелении от болезней. Вышитые «послания» сопровождали человека и в последний путь.

 

В орнаментах, связанных с земледельческим циклом, используются символы солнца и воды: без благосклонности этих природных сил урожая ждать не приходилось.

 

Солярный символ

Солярный символ

 

Символ воды

Символ воды

 

Свадебные одежду и предметы расшивали «пожеланиями» молодым.

 

Как правило, древнейшие орнаменты были монохромными: вышивали красными нитками по беленому полотну. Когда появились фабричные ткани, а именно кумач, вышивать начали белыми нитками по красному, часто чередуя полосы ткани в одной вышивке. Полихромные орнаменты более поздние.

 

В них, как правило, использовалось три-четыре цвета: обязательный красный - основной, синий, зеленый, желтый - весьма ограниченно, как дополнительные цвета.

 

В традиции народной вышивки одиночные орнаменты практически не употребляются. Шитье представляет целый комплекс из нескольких частей.

 

Рассмотрим такой орнамент на примере узора на свадебном полотенце из Архангельской губернии.

 

Вышитое набором свадебное полотенце из Архангельской губернии

Вышитое набором свадебное полотенце из Архангельской губернии.

 

Вышитое набором свадебное полотенце из Архангельской губернии

Тонкие полосы «воды», разделяющие все части комплекса - пожелание чистоты помыслов и дел.

 

Возможно, эта попытка расшифровки весьма спорна. Маститые ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению о значении символов орнамента. Да и возможно ли это? За давностью до нас практически не дошли первоисточники, знания о жизни наших далеких предков собирают буквально по крупицам.

 

А что касается вышивки - дело еще сложнее. Материал, ткань, нитки живут недолго. Да и само искусство в древности передавалось от матери к дочери. И заметьте, каждая мастерица вносила в традиционные узоры что-то свое, личное.

 

Центральная полоса - символ единения мужского и женского начала в мироздании. Здесь и вода, и огонь, и четыре стороны света. Пожелание прожить жизнь вместе, в радости и горе.

Центральная полоса - символ единения мужского и женского начала в мироздании. Здесь и вода, и огонь, и четыре стороны света. Пожелание прожить жизнь вместе, в радости и горе.

 

Самая верхняя полоса - антропоморфная женская фигура, рогатая - символ плодородия, пожелание достатка и защиты от матери-земли.

Самая верхняя полоса - антропоморфная женская фигура, рогатая - символ плодородия, пожелание достатка и защиты от матери-земли.

 

Языческие верования вытеснялись христианством, забывались имена богов, терялся изначальный смысл орнамента-оберега. Вышивальщицы постепенно «тасовали» символы в вышивке, создавая новые узоры. И мы, к сожалению, можем только предполагать, как изначально выглядела вышивка.

 

Вышивка набором чаще всего встречается в среднерусских и южных губерниях.

 

Вышивка набором

Над ним полоса из элементов «орепей» - символ мироздания у древних, позднее - репейник, цепляющий счастье. Пожелание счастья на всю совместную жизнь. Еще одна полоса узора «орепей» расположена в верхней части вышивки.

 

В нижней части комплекса орнамент из чередующихся мужских и женских символов, ведь полотенце свадебное.

В нижней части комплекса орнамент из чередующихся мужских и женских символов, ведь полотенце свадебное.